БАМ » Люди БАМА


Такой Иван – один на БАМ

10 апреля 1938 в деревне Загнитков Кодымского района (ныне Одесской области) родился прославленный бамовский бригадир Иван Варшавский. В семье он был младшим из восьми детей

Варшавский покинул края, где родился и вырос, в 1972. Вместе с семьёй он уезжает в Сибирь, работать на линии Абакан – Тайшет. В 1974 переехал в посёлок Тындинский, где стал на первых порах начальником ЖКО УС «Бамстройпуть»

А его звёздный час наступил 29 сентября 1984 в 10.10 по московскому времени на разъезде Балбухта, где бригада Ивана Варшавского выполнила золотую стыковку с бригадой Александра Бондаря.

Самый скромный командир

4 января 1950 года в селе Пушлей Кулебакского района Горьковской области родился Вячеслав Иванович Аксёнов – руководитель бригады строителей Байкало-Амурской магистрали, Герой Социалистического Труда.

Когда ему исполнилось 24, решил перейти работать на завод в Надыме. Уже и все необходимые документы собрал…

– Тут мне звонят и спрашивают: хочешь поехать на БАМ? – вспоминает Вячеслав Иванович. – Как раз шёл XVII съезд комсомола, где Брежнев объявил о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Я обрадовался. Это же еще лучше: новая стройка, а документы у меня как раз все собраны - хоть завтра выезжай.

На следующее же утро Аксенов уволился с завода и помчался во Владимир. Приехал, а там говорят: поезд ушел, отряд из пятнадцати человек уже собрали и отправили в Москву. В столицу он добрался сам. «Оборвал» телефоны в ЦК ВЛКСМ, но уже в гостинице «Алтай», на ВДНХ, встречал отряд, вернувшийся из Кремлёвского Дворца съездов.


Бессолов Владимир Асланбекович (1939 – 2011). Герой Социалистического труда, начальник управления строительства «Бамтоннельстрой» (1980). Организатор работ
по сооружению Байкальского, Северомуйского, Кодарского, Нагорного, четырёх
Мысовых и двух обходных тоннелей на БАМе.
С 1990 – начальник Главтоннельметростроя. Занимался, в частности, возведением железнодорожной станции «Аэропорт Внуково», Лефортовского тоннеля, Третьего транспортного кольца Москвы.
Наибольшее распространение среди апокрифов о Бессолове получил случай
накануне сбойки Северомуйского тоннеля, когда журналист Антон Кривой спросил
его:
– А если маркшейдеры просчитались, и линии проходки не сойдутся – что тогда, Владимир Асланбекович?
– Ты, Антон, совсем окривел! Такого просто не может быть!
– И всё-таки?
– Будем бить два тоннеля!




Бондарь Александр Васильевич (1952 – 2021) – Герой Социалистического труда (1984). В августе 1984 на участке Таксимо – Витим его комсомольско-молодёжная бригада установила мировой рекорд скорости укладки железнодорожного полотна – 5 400 метров за сутки. Достижение до сих пор никем не превзойдено.
Именно на базе «бронепоезда» бригады Александра Бондаря работал народный театр «Молодая гвардия», и сам бригадир, несмотря на большую производственную и общественную нагрузку, не отказывался от небольших ролей. С 1993 работал в Якутии. 15 ноября 2011 руководил укладкой «золотого» звена Амуро-Якутской железной дороги на станции Нижний Бестях.
8 июля 2022, в День строителя БАМа, часть праха Александра Бондаря согласно его завещанию была развеяна над разъездом Балбухта, где 28 сентября 1984 состоялась укладка золотого звена БАМа.


Гаджиев Исрафил Измаилович. Родился в 1938 в Баку. Прибыл на магистраль в составе шефского строительно-монтажного управления «АзербайджанБАМстрой» с должности директора по строительству и снабжению республиканского комитета ДОСААФ. Был его главным инженером, а с 1982 – начальником. Под его руководством коллектив СМУ построил с нуля станции Улькан и Ангоя.

Награждён орденом «Знак Почёта». Заслуженный инженер Азербайджанской ССР», заслуженный строитель Республики Бурятия.




Гаценко Виктор Фёдорович – бригадир проходчиков ТО-19 УС «Бамтоннельстрой». На БАМе с 1978.
Участник нескольких сбоек, но самая памятная состоялась 30 марта 2001 – на Северомуйском тоннеле.
За большой вклад в строительство Байкальского тоннеля и в связи со сдачей его в эксплуатацию награждён орденом Дружбы народов. За выдающиеся достижения на строительстве Северомуйского тоннеля в 1990 награждён орденом Ленина, а в 2001 – орденом Почёта.
Последнюю гранитную стенку, разделяющую запад и восток основного Северо-Муйского тоннеля вместе с Виктором Гаценко с другой стороны взорвала комплексная бригада заслуженного строителя Российской Федерации Владимира Алексеевича Казеева, кавалера ордена Дружбы народов.





Ерёменко Николай Андреевич – бригадир комплексной бригады бетонщиков тоннельного отряда № 12 УС «Бамтоннельстрой». Герой Социалистического Труда (1984).
Родился в 1939 в г. Красный Луч Ворошиловградской области. Работал на строительстве Вахшской гидросистемы в Таджикистане и метрополитена в Харькове. На БАМе с 1975: высадился у подножия Байкальского хребта в составе первого десанта. Участвовал в строительстве Байкальского и Кодарского тоннелей.






Казаков Леонид Давыдович – Герой Социалистического Труда (1981), бригадир монтажников-бетонщиков строительно-монтажного поезда управления «Ангарстрой» (1974-1980), комплексной строительно-монтажной бригады СМП-266 треста «Ленабамстрой» (1980-1985). Родился в 1951 в посёлке Дубрава Брянской области.

Избирался членом Центральной ревизионной комиссии КПСС (1976-1981), ЦК КПСС (1981-1990), делегатом XXV, ХХVI и ХХVII съездов КПСС, секретарём ВЦСПС (1985-1990).

После БАМа работал на руководящих должностях крупных строек Сахалина, Дальнего Востока – в частности, главным специалистом на строительстве Амуро-Якутской магистрали (АЯМ).

Награждён орденами Ленина (1981) и «Знак Почёта» (1974). Почётный транспортный строитель, Почётный железнодорожник.




Калашников Михаил Васильевич (1951-2011) – ветеран стройки века. Прибыл на БАМ 3 июня 1974 в составе отряда «Крымский комсомолец».   Участник строительства ст. Улькан и других объектов. Основатель общества первопроходцев БАМа и Северобайкальского казачества.

«Это был человек, который мог за идею пойти в огонь и воду, – вспоминает первопроходец БАМа Владимир Онищенко. – Многие ребята помнят, как он отважно ринулся в горящий вагончик и вынес из огня знамя своего отряда – с ним мы прошли БАМ от первого колышка в Усть-Куте до «золотого звена».






Кузнецов Геннадий Викторович
. Родился в 1946. На БАМе с 1978. В составе ТО-12 и ТО-11 участвовал в строительстве Кодарского и Северомуйского тоннелей. В августе 1986 комплексная бригада под его руководством установила рекорд стройки века, пройдя за месяц 204 метра на обходном тоннеле №3.






Лосев Пётр Сергеевич (1937-2005) – легендарный бамовский журналист, который первым в Иркутской области опубликовал текст о начале строительства БАМа – тогда он был корреспондентом «Восточно-Сибирской правды».

Также работал в районной газете «Витимские зори», пресс-центрах бамовских строительных организаций. Автор книг «Товарищ БАМ», «Утро БАМа», «Мы – корреспонденты» и других. На протяжении 10 лет вёл «Хронику стройки», которой пользовались многие периодические издания того времени. После переезда в Иркутск основал общественную организацию «Журналисты – БАМу».

Лауреат премий Ярослава Гашека и комсомола Бурятии.




Лакомов Виктор Иванович – Герой Социалистического Труда, командир отряда имени XVII съезда ВЛКСМ. Родился в 1939. 11 июня 1974 прибыл в посёлок Звёздный

Усилиями бригады Лакомова уложены первые километры магистрали. В 1978 она прошла с укладкой свыше 300 км через станции Ния, Небель, Магистральный, Улькан и Кунерму. Однако у перевала Даван Виктор Иванович, сославшись на то, что является депутатом Верховного Совета СССР от Иркутской обл., объявил о своём решении остановиться перед границей с Бурятией и перейти на укладку вторых путей на участке Тайшет – Лена, который был в те годы самым узким местом на всей ВСЖД. 27 октября 1978 он передал эстафету укладки бригаде А. Бондаря

Спустя 6 лет, 1 октября 1984, на сбойке в Куанде Лакомов возглавил символическую бригаду, в которую вошли Александр Бондарь, И. Варшавский, Ф. Ходаковский, П. Петрович Сахно и другие герои БАМа. Он вместе с комиссаром отряда В. Мучиницыным вручил символический ключ от построенной магистрали начальнику ГлавБАМстроя К. Мохортову.


Максимова Антонина Николаевна – единственная в истории Минтрансстроя женщина, которая возглавляла
строительно-монтажный поезд.
На БАМе с 1978. До назначения в 1983 на должность начальника СМП-608 (Кичера), успела поработать учителем, экономистом, рядовым строителем и заместителем начальника передвижной механизированной колонны № 590.
В 90-е организовала в Северобайкальске молодёжный трудовой центр, при котором было открыто ателье «Модистка»

С 2015 проживает в Селенгинске Кабанского района Бурятии. В 2018 выпустила книгу воспоминаний «И время пришло».




Мохортов Константин Владимирович (1913-1989) – Герой Социалистического Труда (1984), начальник Главного управления по строительству БАМа (1974-1986)

В 1939-1946 – заместитель начальника Омской железной дороги. В 1947-1954 – начальник Главного управления промышленного строительства Министерства путей сообщения СССР. С 1954 в Министерстве транспортного строительства: начальником Главного управления железнодорожного строительства Поволжья и Юга, начальником управления Министерства транспортного строительства, начальником главного технического управления, начальником Главстройпрома.

Награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта».


Огородничук Ярослав Дмитриевич (1952-2003) – Герой Социалистического Труда (1990). На БАМе с 1974. Друг Александра Бондаря и его заместитель в легендарной бригаде монтёров пути. Замещал его не только на производстве, но порой и в народном театре «Молодая гвардия» – роль Ильи Муромца в пьесе по Василию Шукшину «До третьих Петухов» друзья играли по очереди. 

Именем Огородничука назван жд разъезд около посёлка Куанда.








Онищенко Владимир Михайлович
– комиссар ударного отряда «Ставропольский комсомолец», который прибыл на БАМ 1975. Участвовал в строительстве гражданских и промышленных объектов станции Улькан в составе СМУ «Азербайджанбамстрой». В 1984 избран секретарём комитета ВЛКСМ СМП-571.

Почётный гражданин Казачинско-Ленского муниципального района (2018). Неоднократный лауреат фестивалей самодеятельной гитарной песни на БАМ.


 Толстоухов Валентин Романович (1933-1993) – Герой Социалистического Труда, бригадир проходчиков тоннельного отряда № 12

 После армии устроился в Мосметрострой, прошёл путь от рядового рабочего до бригадира проходчиков. За высокие достижения по итогам семилетки (1959-1965) награждён орденом «Знак         Почёта», по итогам восьмой пятилетки (1966-1970) – орденом Ленина

 На БАМе с августа 1975 – вместе с первым десантом тоннельщиков в урочище Гоуджекит. Возглавил первую горнопроходческую бригаду ТО-12, став за пульт бурового станка Furukawa. Сбойка тоннеля произошла 6 февраля 1981, на год раньше проектного срока. А днём ранее Толстоухову было присвоено звание Героя Социалистического труда.

 В июне 1982 на строительстве Северомуйского тоннеля бригада под его руководством установила рекорд проходки за месяц – 171,5 метра.


Источник: Газета Восточно-Сибирский путь

Все права сохранены © РЖД лицей №14

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!