Поиск
Друзья / Партнёры

Обязательные ссылки

Минпросвет

Рособрнадзор

телефон доверия

Статистика / Счётчики

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

Инфо » Инновации


ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА



В 2018 году Лицею № 36 ОАО «РЖД» присвоен статус инновационной педагогической площадки РТИК ГАУ ДПО ИРО (приказ ГАУ ДПО ИРО от 07.05.2018 № 42).


На основании приказа ГАУ ДПО ИРО от 29.04.2019 № 50 Лицей № 36 ОАО «РЖД» вошел в реестр образовательных организаций, реализующих направления регионального тематического инновационного комплекса (РТИК ГАУ ДПО ИРО) в 2019 году.


 
ТЕМА
Открытая образовательная среда как система ресурсов и условий школы, способствующая формированию личности ученика, его собственной жизненной стратегии с целью успешного самоопределения, социализации, самореализации и осознанного выбора будущей профессии
В соответствии с современными тенденциями развития образования, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204, Программой действий по повышению качества общего образования в частных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» до 2024 года, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 21.02.2019 г. № 325 /р, тема деятельности инновационной педагогической площадки уточнена:
«Модель развития инженерно-ориентированного образования школьников в условиях индивидуализации среды»

ЦЕЛЬ
Формирование открытой образовательной среды, обеспечивающей повышение доступности и качества инженерно-ориентированного образования школьников.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В модели представлены пять направлений или магистралей развития.

Магистраль развития 1. Лицей – образование для будущего.
Соединение модели содержательно-насыщенного инженерно-ориентированного образования с принципом комфортности получаемого образования, обеспечиваемом максимально возможной индивидуализацией образовательных практик.

Магистраль развития 2. Лицей – старт в профессию.

Соединение научно-технической ориентации содержания образования в Лицее с прикладной гуманитарной составляющей, как отражение «структуры профессионализма» в железнодорожных профессиях.

Магистраль развития 3. Лицей – место для самореализации.

Наряду с развитием общей предметной подготовки, Лицей расширяет спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на формирование компетенций будущего инженера железнодорожного транспорта и самостоятельный выбор обучающихся.

Магистраль развития 4. Лицей – сетевой ресурсный центр.

Лицей становится консультационным, экспертным и экспериментальным ресурсным центром для образовательных организаций РЖД. Приоритетные направления сетевого взаимодействия – подготовка обучающихся к олимпиадам и к проектной деятельности, повышение квалификации педагогов.

Магистраль развития 5. Лицей –территория возможностей.

Данное направление предполагает развитие в Лицее корпоративной культуры, которую можно охарактеризовать как деятельностную.
На рис.1 представлена схема модели, в которой отражены ее структурные составляющие, связи между ними и определена цель функционирования модели – личностное развитие участников образовательных отношений через разработку и реализацию проектов в области развития железнодорожной отрасли. При этом личностное развитие обучающихся направлено, в соответствии с требованиями ФГОС, на формирование и развитие всего комплекса универсальных учебных действий.
В Атласе новых профессий отмечается, что «человечество становится все более мобильным, поэтому роль транспортной отрасли возрастает – мы чаще перемещаемся на малые и большие расстояния и предъявляем все больше требований к скорости, безопасности, комфорту и экономичности этих передвижений», в связи с этим переход на современные методы строительства дорог и управления транспортом становится все более актуальным:
- интеллектуальные системы становятся неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры – как в регулировании дорожного движения, так и в управлении транспортными средствами;
- управление логистикой постепенно переходит к компьютерам;
- на дорогах скоро появятся беспилотные транспортные средства – более безопасные и предсказуемые, чем обычные;
- «умной» становится не только начинка, но и материалы и поверхности – уже сейчас начинают применяться адаптивные дорожные покрытия (оснащенные датчиками и солнечными батареями), облегченные сверхпрочные конструкции и высокотехнологичная обшивка автомобилей и вагонов.

 

 



Рис. 1 Модель развития инженерно-ориентированного образования в Лицее №36 ОАО «РЖД» 
 
В предложенной модели разработку проектов, моделей в области железнодорожного транспорта планируется направить на 5 модулей:
- управление интеллектуальными системами (разработка программного обеспечения для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, контроль за интеллектуальными системами управления, решение задачи обслуживания технологически неравномерной транспортной структуры, интермодальных грузовых и транспортных узлов, инфраструктуры и вокзальных помещений);

- безопасность транспортных сетей (анализ, расчет и мониторинг информационных, экологических и технологических угроз для транспортных сетей);

- проектирование конструкций (каркасы, обшивка, детали) из композитных материалов с заданным весом, уровнем прочности, износостойкостью и др.), путей, транспортных развязок и станций для высокоскоростных железных дорог с учетом особенностей территорий и климатических условий, дорожного адаптивного покрытия, разметки и дорожных знаков с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги, систем пересадки с одного вида транспорта на другой, расчет их пропускной способности (для грузов и пассажиров), износостойкости и оценка потенциала их развития);

- кросс-логистика (подбор оптимального способа доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, контроль и отладка движения потоков через сеть разных видов транспорта, мониторинг проходимости транспортных узлов, перераспределение потоков транспортных сетей);

- технологическое предпринимательство (финансирование технологических проектов, поиск механизмов распределенного управления, то есть возможности формировать и координировать рассредоточенные в пространстве и мобильные команды специалистов для конкретных проектов).

В процессе работы над проектами в вышеперечисленных модулях у учащихся формируются основы надпрофессиональных навыков, отмеченных работодателями как важные для будущих инженеров, такие как системное мышление, управление проектами, программирование/робототехника/искусственный интеллект, мультиязычность и мультикультурность, межотраслевая коммуникация, клиентоориентированность, работа в условиях неопределенности, работа с людьми, экологическое мышление, бережливое производство, навыки художественного творчества.

1. Подпрограмма «Перспектива»
Подпрограмма «Перспектива» направлена на обновление содержания и технологий образования в соответствии с инженерной направленностью.
Учебный план, составленный в соответствии с повышенным уровнем изучения предметов физико-математического профиля в лицее, обеспечивает подготовку учащихся для дальнейшего углубленного изучения математики, физики, информатики, успешного участия в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, а также включает учебные занятия, обеспечивающие различные интересы и индивидуальные потребности учащихся: «Экспериментальная физика» (7-11 классы); «Основы электроники» (9-11 классы); «Физический эксперимент и моделирование физических процессов» (7-11 классы), «Решение олимпиадных задач по математике» (7-11 классы), «Искусство решения геометрических задач» (8-11 классы). В рамках внеурочной деятельности введены курсы «Инженерная графика» (8-9 классы), «Робототехника» (2-8 классы), ведутся занятия в кружке технического моделирования, Лицейской киностудии.
В 2019-2020 учебном году планируется формирование инженерных классов, «ИРГУПС-класса» в общеобразовательных организациях Восточно-Сибирского железнодорожного полигона, в программу которого будут включены занятия, направленные на развитие конструктивных способностей и технического творчества учащихся.
В учебный план 5-6 классов с целью развития пространственного мышления вводится курс «Математические и физические модели объектов реального мира».
В результате прохождения курса у школьников формируются первоначальные конструкторско-технологические знания и умения.
Планируется корректировка стандартных программ с целью усиления инженерно-технологической, алгоритмической составляющей. При изучении основных курсов активно используются схемы, графы, алгоритмы. Каждый процесс детализируется и сопровождается графической иллюстрацией, разработанной самостоятельно, в которой отражены компоненты процесса, их взаимодействие.
В 5-6 классах введен курс решения нестандартных математических задач.
В рамках курса «Основы проектной деятельности» закладываются основы инженерной практики в области создания продуктов и систем и нацеленность на обучение основным личностным и межличностным компетенциям.

2. Подпрограмма «Расстояние – не помеха»
Подпрограмма направлена на создание условий для индивидуализации образовательного процесса, оперативного реагирования на запросы; обеспечение участникам образовательного процесса мобильности, быстрого и эффективного доступа к многообразию школьных и мировых образовательных ресурсов, электронных услуг за счет создания IT-инфраструктуры; наполнение, модернизацию и реструктуризацию лицейского web-сайта в соответствии с текущими потребностями образовательного процесса.
Подпрограмма включает меры по обеспечению качественного нового уровня взаимодействия всех участников образовательной деятельности, в том числе организации системы дистанционного обучения для учащихся и преподавателей, созданию научно-методической базы для распространения опыта работы на образовательные организации ОАО «РЖД».
В рамках подпрограммы будут использоваться механизмы, обеспечивающие модернизацию системы дистанционного обучения с привязкой к электронному журналу, ресурсы комплексной информационной системы электронных дневников и журналов «Сетевой город. Образование».

3. Подпрограмма «Мастер-школа»
Подпрограмма нацелена на реализацию комплекса мер, направленных на создание условий и стимулов для профессионального развития и карьерного роста педагогов, развитие у них способности обеспечить реализацию ФГОС и содержательных приоритетов системы образования ОАО «РЖД».
В рамках ресурсного центра по инженерно-ориентированному образованию (Лицей №36 ОАО «РЖД») будет разработана программа по методическому сопровождению педагогов, работающих с одаренными детьми, разработана система повышения квалификации и поддержки педагогов в направлении подготовки учащихся к олимпиадам физико-математического, технических профилей, конкурсам инженерно-технической направленности.
Обучение будет проводиться как в дистанционном, так и в очном формате.
Планируется проведение сетевых научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов.

4. Подпрограмма «3D: Дерзай. Действуй. Добивайся»
Подпрограмма ориентирована на развитие инженерно-технического творчества на основе взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, использования потенциала организаций культуры, спорта, науки и др., Подпрограмма направлена на реализацию вариативных моделей дополнительного образования учащихся, обновление содержания дополнительного образования детей.
Подпрограмма включает меры по развитию научно-практического дополнительного образования детей, направленного на формирование технологической и проектной культуры обучающихся (активное вовлечение учащихся не только в объединения научно-технической направленности, действующих на базе лицея, но и в работу профильных смен, школ, организованных в Иркутской области и других регионах, таких как Кванториум, ЦМИТ); социально-экономической направленности, формирующих у детей и подростков финансовую грамотность и культуру предпринимательства (участие в работе стартап-школы «Тайга-юниор», в чемпионатах JuniorSkills для юниоров 10-17 лет по методике Worldskills в рамках системы чемпионатов «Молодые профессионалы»), вовлечения обучающихся в проектную, исследовательскую, предпринимательскую и волонтерскую деятельность по актуальным проблемам развития железнодорожной отрасли города Иркутска и Иркутской области.
В проектную (исследовательскую) деятельность учащиеся 8-х и 10-х классов погружаются совместно со своими родителями. В начале учебного года на родительском собрании во время деловой игры «Новые решения» выявляются производственные проблемы на рабочих местах родителей (организациях железнодорожного транспорта). Далее в течение учебного года учащиеся совместно с родителями под руководством научных руководителей на площадках с высокотехнологичным оборудованием (ИрГУПС, «Кванториум») пытаются найти их решение. Участвуя таким образом в научно-производственной цепочке, учащиеся работают над реальными проектами, которые несут пользу для железной дороги.

5. Подпрограмма «Дистанция пути»
Подпрограмма направлена на работу по ориентации обучающихся на профессии железнодорожного транспорта, развитие совместной работы с Иркутским государственным университетом путей сообщения, сотрудничества с детской железной дорогой ВСЖД – филиалом ОАО «РЖД», «Кванториумом», обеспечение связи «Детский сад – Лицей №36 ОАО «РЖД» - ИрГУПС», на развитие механизмов использования потенциала филиалов и подразделений ВСЖД.
Подпрограмма включает меры по формированию деятельностной корпоративной культуры, привлечению к обучению профессионалов с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующих команды новых стартапов, обучающих их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности, поощрению династий железнодорожников.
Лицейская газета «Башенка» и учебно-образовательная киностудия Лицея запустили совместный проект «Лицей ТВ-ЖД», в рамках которого планируется проводить ежегодные конкурсы видеороликов и мультфильмов учащихся, в которых доступным языком рассказывается о принципах работы железнодорожного транспорта, о достижениях и инновациях в данной сфере, о специальностях, которые будут наиболее востребованы в ближайшие годы в железнодорожной индустрии, о династиях железнодорожников в лицее.

6. Подпрограмма «Познай себя»

Подпрограмма предусматривает организационное и методическое сопровождение программы инженерно-ориентированного образования, диагностическую работу, развитие психологической компетентности участников образовательного процесса, привлечение современного инструментария психологической диагностики и обеспечения психологического сопровождения учащихся.
С целью профессионального самоопределения учащихся подпрограмма ориентирована на изучение влияния психического здоровья на успешность профессиональной деятельности будущих инженеров, на определение психологических факторов успешности профессиональной деятельности для прогнозирования эффективности функционирования инженера в профессии в будущем, на раскрытие когнитивно-поведенческих стратегий преодоления в стрессовых ситуациях, связанных с их профессиональной деятельностью.
Подпрограмма включает меры по разработке и внедрению индивидуальных карт развития ребенка, разработке/применению интенсивных программ развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.), онлайн-игр с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя, использованию программ и оборудования (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.), системы критериального оценивания сформированности знаний и умений, необходимых будущему инженеру железнодорожного транспорта.

Достижения
 100 лучших образовательных организаций Диплом, социальное партнёрство
ВАКАНСИИ

Предоставляются социальные
гарантии работников
железнодорожного транспорта

г. Иркутск, ул. Профсоюзная, 3
тел. 8 (3952) 63-29-20,
63-25-48 (доб. 121) – отдел кадров.
МИССИЯ И ТЕМА
Миссия Лицея № 36 ОАО «РЖД»:
Обеспечение условий и инновационных механизмов системы образования, гарантирующих ее доступность, высокое качество и эффективность с учетом социальных и экономических потребностей железнодорожного транспорта,  запросов работников ОАО «РЖД».

Тема деятельности 2015-2020:

Совершенствование образовательного пространства Лицея в соответствии с требованиями ФГОС.
Работа над ошибками

Заметили ошибку, опечатку или неточность?
Помогите нам её исправить. Выделите некорректный текст и нажмите CTRL + ENTER