История Лицея

  • История лицея

    Время, храни лицей…

     

    Лицеисты быстро вырастают,
    Смелым шагом дальше в путь идут,
    Ну а свой лицей не забывают,
    С памятью в сердцах о нем живут.

    И потом, уже выпускниками,
    Вновь приходят в свой лицей родной,
    Вспоминают хоть на миг мир детства,
    Тот веселый, добрый и родной…



    Новое здание лицея. 2002 год. Главный архитектор С.А.Чумаков, главный инженер А.Е.Кузьмин

    2011 год – знаменательная дата в истории лицея: 105 лет со дня основания учебного заведения и 95 – со дня со дня строительства собственного здания – памятника архитектуры начала 20 века.

    «Лицей № 36 ОАО «РЖД» - инновационное, технически оснащенное учебное заведение, история которого насчитывает сто пять лет. Учредитель лицея – открытое акционерное общество «Российские железные дороги». История учебного заведения тесно связана с развитием транссибирской магистрали и культурным наследием Иркутска, с именами М.М.Герасимова, Н.А. Флоренсова, братьев А. и Л. Гайдай, И.И. Молчанова-Сибирского, М.Д. Сергеева.

    Лицей является составной частью Восточно-Сибирского учебного центра железнодорожного транспорта, осуществляющего комплексный подход к системе непрерывной подготовки специалистов для предприятий железнодорожного транспорта, реализуя систему непрерывного обучения «Лицей – ВУЗ».

    А началось все в далеком 1895 году. Только что назначенный министр путей сообщения М.И. Хилков в своем всеподданнейшем докладе императору писал: «Министерство путей сообщения находит необходимым озаботиться учреждением на Сибирской железной дороге достаточного числа общеобразовательных школ, которые могли бы давать детям железнодорожных служащих и местного населения необходимую подготовку…»

    Январь 1906 года. Открыто одноклассное училище для детей железнодорожных рабочих. В него принято 160 учеников. Третьего февраля состоялся молебен по случаю открытия училища.

    18 мая 1907 года выходит постановление Управления железной дороги № 754 о преобразовании Иркутской одноклассной школы в двухклассную. К началу нового 1907 учебного года насчитывается уже 350 учеников. Заведующим училищем назначен И.В. Буренин.



    Старое здание лицея. Архитектор В.И. Коляновский

    1915 год. Вестник Иркутского городского общественного управления сообщает: «Техническое железнодорожное училище, удовлетворяя социальные потребности МПС, в то же время имеет общегосударственное значение и, вместе с тем, будет служить и развитию, и укреплению Иркутска, и отчасти удовлетворению потребности его в технических силах». В конце 1915 года было завершено строительство начального железнодорожного училища и 14 ноября 1916 года оно было освящено. Здание стало одним из самых красивых памятников архитектуры г. Иркутска.

    В период революционных событий здание училища становится центром политической жизни Глазково. После окончания Гражданской войны в Сибири в здании вновь размещается школа, и теперь она носит название 1 Советской железнодорожной семилетней школы. Обучалось в ней в это время 320 учащихся.

    Тридцатые годы… Школа сменила свое наименование. Она стала называться школой № 10 Восточно-Сибирской железной дороги. Ее директором назначен К.А.Кислов.

    1935 год. Школу вновь переименовали, теперь ей присвоен номер, известный многим иркутянам, – железнодорожная школа № 42.

    Великая Отечественная война. Одна из главных задач, поставленных перед школой в это тяжелое для страны время, – подготовка кадровых специалистов для работы на железнодорожном транспорте. Скупые строчки учебных отчетов сообщают о том, что уже с 1 августа 1941 года детской технической станцией при школе были набраны группы слесарей-паровозников, электромехаников, радистов, помощников-машинистов, шоферов, стрелочников, электромонтеров, связистов, телеграфистов.

    1956 год. Школа отметила свой пятидесятилетний юбилей достижениями и успехами в учебе, спорте, творчестве. Директором школы в тот юбилейный год был А.В. Калашников.


    Директор лицея №36 ОАО «РЖД» 1991-2012гг. Найманова Л.И.

    1992 год. Школа по-прежнему остается в ведении Восточно-Сибирской железной дороги. И вновь в школе новый директор.

    Руководителем высокопрофессионального педагогического коллектива становится заслуженный учитель РФ, академик Академии творческой педагогики, почетный железнодорожник – Найманова Лидия Иннокентьевна. Именно Лидия Иннокентьевна сумела убедить руководство ВСЖД в необходимости реконструкции здания школы. Выходит Указание Министерства путей сообщения по ВСЖД «Об открытии технического лицея при Иркутском институте инженеров железнодорожного транспорта» и договор «О сотрудничестве и взаимных обязательствах института инженеров железнодорожного транспорта и технического лицея на базе общеобразовательной школы №42 на станции Иркутск-пассажирский ВСЖД. В жизни железнодорожной школы наступил новый этап.

    2006 год. Лицей № 36 (переименован в 2004 году) отметил столетний юбилей.




    «Сегодня на железнодорожном транспорте нужны специалисты, обладающие профессиональными знаниями, воспитанные в духе ответственности, патриотизма и преданности железнодорожному делу»,- подчеркивает президент ОАО «РЖД» В.Якунин.


    Президент ОАО «РЖД» В.Якунин

    В лицее реализуются программы начального, основного общего и среднего полного образования. Допрофессиональная подготовка лицеистов осуществляется на базе Детской железной дороги, на занятиях специального Общего курса железных дорог, в кружках технического моделирования, где учащиеся осваивают железнодорожные специальности.

    Учредитель лицея ОАО «РЖД» придает особое значение социальной политике, в которой большое внимание уделяется развитию и поддержке одаренных детей. В лицее реализуется программа «Одаренные дети». Создано лицейское научное общество, состоящее из Малой академии лицеистов, ассоциации интеллектуальных соревнований, физико-математической и астрономической школ.

    Среди учащихся – победители и призеры региональных, всероссийских и международных предметных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей; чемпионы России, Европы и мира по различным видам спорта.

    Являясь частью корпоративного сообщества ОАО »РЖД», лицей выполняет социальный заказ Восточно-Сибирской железной дороги. Иркутский государственный университет путей сообщения - самый востребованный вуз среди выпускников лицея.

    2011 год. Перевернута еще одна страница. Лицей отмечает сто пятый год своей жизни. Уходят выпускники, унося с собой во взрослую жизнь знания, добро, умение дружить, - все то, как говорят выпускники пятидесятых, что «…воспитала в нас наша железнодорожная школа». А выпускники 21 века дарят своему любимому лицею удивительные стихи:

    Как от солнца лучи, разойдутся дороги,
    Ты от жизни ключи нам вручишь у порога.
    И не будет дороже у нас в жизни богатства,
    Чем лицейское, чистое, юное братство!
    Время, храни лицей…