1.2. Профессия «железнодорожник»

Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.

Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:

-рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);

-служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).

По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.

Дежурный по станции

Круглые сутки посменный дежурный по станции руководит передвижением поездов, обеспечивает безопасность и выполнение графика движения, проводит маневровую работу и операции по приготовлению маршрутов приема, отправления и пропуска поездов. Маневровыми передвижениями он руководить с пульта управления устройствами ЭЦ стрелок и сигналов. Дает необходимые распоряжения работникам исполнительных постов по приготовлению маршрутов и контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям приборов управления или докладам исполнителей.

Дежурный по станции выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движении поездов, ведет переговоры с дежурными соседних станций и машинистами локомотивов. Оформляет и выдает предупреждения и разрешения; передает приказы на прием и отправление поездов; ведет поездную и другую документацию. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе; контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.

Эта профессия требует предельной внимательности, собранности, остроты мышления и понимания ответственности за жизнедеятельность не только станции, но и всей магистрали. Вместе с тем работа дежурного по станции очень интересна и привлекает деятельных, энергичных людей, способных быстро реагировать на любое, в том числе и нештатные, аварийный ситуации. Иначе управлять станционной жизнью просто невозможно.

Начальник железнодорожной станции

Руководит всеми видами деятельности железнодорожной стан­ции. Это очень ответственная и разноплановая должность. На его плечи ложится организация работы железнодорожной станции и взаимодействие её с другими структурными подразделениями по вы­полнению пассажирской, грузовой и поездной работы. Обеспечение безопасности перевозок, сохранности грузов и подвижного состава. Также в круг его ежедневных забот входит оперативное планирование поездной и грузовой работы станции. Помимо этого, он должен сле­дить за исправным состоянием станционных сооружений, устройств и оборудования, не отставать в деле своевременного технического пе­ревооружения станции. А поэтому начальник станции обязан посто­янно быть в курсе новейших достижений в технике, технологиях и передовом опыте на всей железной дороге. Начальник представляет и отстаивает интересы своей железнодорожной станции, распоряжа­ется её имуществом в пределах предоставленных прав. Утверждает структуру и штаты станции; издает приказы и распоряжения; поощ­ряет отличившихся работников и налагает взыскания на провинив­шихся. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение производственного травматизма, выполнение трудового законода­тельства, правил и норм охраны труда, техники безопасности и про­изводственной санитарии.

Начальник станции хорошо знает все виды деятельности, прави­ла, инструкции и законодательства Российской Федерации, определя­ющие работу железной дороги.

Дорожный мастер

 Рабочим местом дорожного мастера является участок железнодо­рожного пути станции или перегона. Он руководит участком на всём его протяжении, обеспечивает выполнение работ по ремонту и те­кущему содержанию верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений для обеспечения безопасности и беспе­ребойности движения поездов с установленными скоростями. При обнаружении неисправности или нарушения состояния пути мастер своевременно подготавливает производство работ, обеспечивает рас­становку рабочих и бригад, контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно воздействуя на устранение причин опасности для движения поездов. Он отвечает за качество выполняемых работ, осуществляет мероприятия по предупреждению брака и травм.

Дорожный мастер должен обладать способностью анализировать причины возникновения нарушений технического состояния полотна и найти наиболее быстрый и результативный способ их устранения. Так­же он контролирует расходование фонда заработной платы по своему участку, обеспечивает правильность и своевременность оформления документов по учёту рабочего времени, выработке, заработной платы.

В любую погоду, в любое время года, днём и ночью мастер должен быть готов выйти на трассу, возглавить ремонтные работы и не покидать своего участка до полного устранения неисправности пути. А потому он должен быть волевым, мужественным и, безусловно, технически гра­мотным человеком. Чтобы получить должность дорожного мастера, не­обходимо получить высшее образование по специальности «Строительство же­лезных дорог» или среднее специальное техническое образо­вание по одноимён­ной специальности в железнодорожном колледже или кол­ледже строительства и предприниматель­ства.

 Электромеханник СЦБ

 Исправное состояние, безаварийная и надёжная работа электри­ческих устройств и оборудования на железной дороге зависят от мас­терства электромеханика. Поскольку практически вся инфраструк­тура дороги основана на электричестве, то можно себе представить всю меру ответственности и дань уважения к этой профессии. Чтобы добиться бесперебойной работы всех задействованных электроагре­гатов, нужно постоянно следить за их правильной эксплуатацией, проводить своевременный качественный ремонт и модернизацию в целях повышения их надёжности.

Электромеханик руководит работой электромонтёров, контро­лирует качество выполняемых ими работ, соблюдение технологии, правил по технике безопасности, охране труда, производственной са­нитарии, пожарной безопасности. Принимает участие в ликвидации неисправностей в работе устройств, их ремонте, монтаже, регулиров­ке, электрических измерениях и испытаниях. Обеспечивает рабочие места материалами, сырьём, запасными частями, измерительными приборами, защитными средствами, инструментом и приспособле­ниями, технической документацией. В случае аварии он принимает участие в расследовании причин повреждения оборудования и разработке мероприятий по предупреждению сбоев в работе и про­изводственного травматизма. В составе комиссий электомеханик участвует в проведении еже­месячных осмотров состоя­ния пути, стрелочных пере­водов, устройств СЦБ.

Электромеханик должен быть требовательным к себе и подчинённым электромонтё­рам, высококлассным специ­алистом, знающим своё дело с азов и до последнего слова электротехники. Для выпол­нения должностных обязан­ностей электромеханика СЦБ необходимо получить высшее образование по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» или среднетехни­ческое - в колледже железно­дорожного транспорта.

 Машинист

Машинист локомотива - одна из самых нелёгких, но романтич­ных профессий на земле. Во всех странах мира машинисты первых поездов описываются как мужественные, непреклонные перед невзго­дами и опасными ситуациями люди. В самом деле, управление локо­мотивом в пассажирском, грузовом движении или при производстве маневровой работы требует предельной собранности и готовности к любому повороту событий во время движения. И чтобы не допускать критических ситуаций на дороге, машинист обязан хорошо знать конструкцию локомотива, профиль обслуживаемого участка, распо­ложение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и зна­ков и их назначение, иметь расписание движения поездов. При при­ёмке локомотива убедиться в надёжности всех его агрегатов, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии автоматической локомотивной сигнализации и автостопа; проверить наличие сигнальных принадлежностей, проти­вопожарных средств.

В пути следования машинисту доверены сотни жизней пасса­жиров и проводников. В ночное время они спокойно отдыхают под мягкий перестук колёс, и от плавного скоростного движения локомо­тива машиниста тоже тянет ко сну. Но машинисты никогда не заснут - они легко преодолевают состояние дрёмы посредс­твом своих профессио­нальных секретов. Днём и ночью от машиниста и его помощника требуется предельное внимание в пути следования. Случа­ется так, что они обнару­живают неисправности светофоров, автоблоки­ровки, повреждения пути, контактной сети и других сооружений и устройств, аварийное состояние в поездах, следующих по соседним путям, и тогда машинист тут же сообщает об этом дежур­ному по ближайшей станции или поездному диспетчеру, а при необ­ходимости и машинисту поезда, следующему по смежному пути.

Помимо профессиональной интуиции и твёрдости характера, машинисту требуются крепкие знания инструкций по движению, сигнализации, технологии проведения слесарно-сборочных работ, ос­нов электротехники и материаловедения и других нормативных доку­ментов. Это позволяет слиться с локомотивом в одно целое, каждым нервом чувствовать «дыхание» стального мощного друга.

Для того, чтобы стать машинистом локомотива, необходимо большое желание, и после работы в должности помощника маши­ниста более 1,5 года окончить 6-месячные курсы в Дорожной техни­ческой школе.

 Поездной диспетчер

На железной дороге нет, пожалуй, профессии, сопоставимой по ответственности, умственной утомляемости и напряжённости с ра­ботой поездного диспетчера. Он руководит движением множества поездов на обслуживаемом диспетчерском участке. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и организует пропуск, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке, выгрузке, приёму, формированию и отправлению составов.

При диспетчерской централизации выполняет операции по при­готовлению маршрутов отправления, пропуска и приёма поездов. Ведёт график исполненного движения поездов и другую установлен­ную документацию единой смены. Работа дис­петчера - посмен­ная, продолжи­тельность смены от 8 до 12 часов.

Диспетчер должен обладать глубокими зна­ниями структуры железной дороги и особенно свое­го участка, уметь быстро ориенти­роваться в любой Диспетчер - гарант безопасности движения .По степени сложности ситуации и быстро найти выход по разводу поездов, предотвращению аварийной ситуации на линиях и в других сложных моментах магистральной жизни. Одна из самых высокооплачиваемых на дороге профессий требует от человека полной отдачи интеллектуальных и физических сил, но и приносит немало удовлетворения от хорошо выполненной работы. Для выполнения должностных обязанностей поездного дис­петчера необходимо получить высшее образование по специаль­ности «Организация перевозок и управление на транспорте» и иметь стаж работы, связанный с движением поездов, не менее одного года.

 Составитель поездов

Грузовые и пассажирские поезда самого разного назначения, иду­щие во все стороны нашей страны, составляются специалистами, ко­торые так и называются - составители поездов. Работа эта нелёгкая, но очень важная, ведь от неё зависит скорость формирования соста­вов, точность в назначении того или иного вагона или цистерны, что­бы не получилось так, что груз, который с нетерпением ждут на юге, неизвестно зачем появляется на севере. Составитель поездов руко­водит маневрами на станции и несёт ответственность за правильное и безопасное их проведение. При маневровой работе он выполняет трудоёмкие и подчас просто виртуозные операции: формирует и рас­формировывает поезда, отцепляет и прицепляет вагоны к поездам, подаёт и убирает вагоны с погрузо-разгрузочных и других специаль­ных путей, расцепляет вагоны при роспуске с горки.

Работа составителя связана с постоянным нахождением на же­лезнодорожных путях. Он должен обладать крепким физическим и психическим здоро­вьем. От его профес­сиональных знаний и действий зависит качество работы все­го железнодорожного узла, эффективность и темп его пассажиропо­тока и грузоперевозок. Составитель поездов постоянно находится на связи с диспетчером и другими ответствен­ными должностными лицами за текущее состояние станции.

Для выполнения должностных обязанностей составителя поез­дов необходимо получить среднее специальное образование в кол­ледже железнодорожного транспорта или пройти курсы в Дорожной технической школе машинистов локомотивов.

 Осмотрщик вагонов

Осмотрщик вагонов, без всяких преувеличений, - это страж бе­зопасности железнодорожного движения. Перед началом работы он обязан проверить наличие и исправность инструмента, средств изме­рений (шаблонов), предусмотренного комплекта сигнальных прина­длежностей, спецодежду и обувь у прикреплённых к нему работников, наличие необходимых запасных деталей и материалов на стеллажах и при необходимости через руководителя смены принять меры по уст­ранению обнаруженных отступлений от действующей нормативно­й технической документации.

Осмотрщик вагонов самым тщательным образом проверяет тех­ническое состояние вагонов в прибывающих, формируемых и от­правляемых поездах. При обнаружении дефектов или даже малей­ших отклонений от нормативных требований, он организует работу прикреплённой к нему груп­пы работников по устранению неисправностей вагонов, а по окончании ремонта проверяет качество и объём выполненных работ. Осмотрщик вагонов и слесарь несут всю полноту от­ветственности за каждый узел конструкции вагона и безава­рийное проследование поездов по гарантийным участкам доро­ги.

Профессиональное образо­вание, необходимое для работы осмотрщиком, можно получить в специализированном лицее или на специальных курсах в ва­гонном депо.

Мастер ПТО вагонного депо

Мастер осуществляет руководство пунктом технического обслу­живания (ПТО) и несёт личную ответственность за организацию его работы согласно технологическому процессу. В его обязанности вхо­дит контроль за правильностью отцепок технически неисправных ва­гонов, за технически неисправными вагонами, находящимися на пу­тях технических станций; текущим содержанием зданий, сооружений и оборудования, находящихся на территории ПТО; своевременным и бесперебойным снабжением ПТО необходимыми запасными частями и материалами. От него также зависит безусловное выполне­ние работниками ПТО правил охраны труда и техники безо­пасности, состояние трудовой и технологической дисциплины.

Вся работа мастера ПТО и его подчинённых направлена на безаварийное проследова­ние поездов по гарантийным участкам дороги.

Мастер в совершенстве должен знать организацию ра­боты вагонного депо, техноло­гию ремонта вагонов, правила технической эксплуатации и много других служебных нор­мативов и документов.

Для выполнения должнос­тных обязанностей мастера ПТО необходимо получить образование по специальности «Вагоны» в высшем учебном заведении.

 Проводник

Все мы знаем по собственному опыту, насколько важна работа проводника для пассажира во время следования по железной доро­ге. Но мало кому известно, сколько проводнику необходимо знать и уметь, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно под постоянной опекой этого всегда приветливого человека в форме.

Перед отправлением в рейс пассажирского поезда проводник прибывает к месту работы в установленное время в форменной одеж­де, имея при себе удостоверение личности и удостоверение о проверке знаний Правил техничес­кой эксплуатации на же­лезной дороге Российской Федерации. Перед каждым рейсом проводник прохо­дит целевой и внеплановый инструктажи.

При приёмке вагона перед посадкой пассажи­ров он обязан проверить исправность всего обору­дования вагона. А также наличие комплектов пос­тельных принадлежностей, посуды, моющих и дезин­фицирующих средств, туа­летной бумаги; наличие инвентаря для уборки вагона.

Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в про­цессе приёмки пассажирского вагона, проводник обязан доложить начальнику поезда для принятия соответствующих мер.

Во время посадки пассажиров в поезд проводник обязан нахо­диться снаружи пассажирского вагона возле открытой двери рабоче­го тамбура со стороны салона вагона и проверять у пассажиров про­ездные документы, руководствуясь основными правилами допуска граждан к проезду по железной дороге.

В пути следования проводник следит за санитарным состояни­ем вагона и контролирует весь цикл жизнеобеспечения вагона. Для этого он должен знать общее устройство вагона и обеспечивать пра­вильную эксплуатацию отопительного и электрического оборудова­ния, вентиляции. В случае экстренных ситуаций он принимает меры к наведению порядка, ликвидации панических настроений и, если требуется, остановке поезда. При выходе из строя радиоустановки он доводит до сведения пассажиров остановочные пункты и станции.

По прибытии пассажирского поезда в пункт назначения провод­ник должен осмотреть пассажирский вагон и при обнаружении за­бытых вещей сдать их в специальную камеру хранения по акту. При обнаружении посторонних подозрительных предметов руководство­ваться специальной Памяткой для работников железнодорожного транспорта. Затем произвести влажную уборку вагона и пригото­виться к следующему рейсу.

Для выполнения должностных обязанностей проводника ваго­на необходимо закончить курсы в резерве проводников вагонного депо