Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Поданным Росстата, по специальности у нас работает только около 40%населения. Цифры говорят о том, что больше половины выпускников зряпотратили несколько лет на ненужную учёбу.
Вполне понятное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопростолько в том, как это сделать.
1. ВОСПИТЫВАЙТЕ В РЕБЁНКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Самостоятельного ребёнка надо воспитывать с рождения, но лучшеначать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:ребёнок должен выбрать профессию сам.
Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок небудет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, чтоупустил свой шанс.
2. РАЗБЕРИТЕСЬ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ВОСТРЕБОВАНЫ
Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы этопонять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайтыцентров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательносмотреть на вакансии.
Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможнуюзарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одноговысшего образования для работы мечты недостаточно: параллельнонадо учить языки и посещать какие-то курсы.
3. ПОСМОТРИТЕ ПРОФЕССИИ ИЗНУТРИ
У взрослых большой круг знакомых с самыми разнымиспециальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем икак они занимаются на работе. На многих предприятиях проводятся дниоткрытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильныевопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине,устройстве рабочих мест.
О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомитьсяс работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться сконфликтом ожидания и реальности.
Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда.Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях илихотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.
4. НЕ ПУТАЙТЕ ЛЮБИМЫЙ УРОК В ШКОЛЕ И ПРОФЕССИЮ
Стандартная логика: хорошо даётся математика - иди учиться на«математика», хорошо даётся литература - на филолога, ничего ненравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.
Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя иззнаний.
Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги,а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобныйкабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такогоне будет.
5. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ НЕПРЕМЕННО ПОСТУПАТЬ В ВУЗ
Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время ивозможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией упарней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться среальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поискусебя. Если не можете представить, как после школы не учиться,попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обученияпоменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему неприводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни граммазнаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотнитысяч.
6. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЗАКАНЧИВАТЬ ОБУЧЕНИЕ
В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возрастстановления. Иногда глаза открываются, и студент понимает, чтозанимается не своим делом: находит более интересную специальность,осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже болееосознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворотпринесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что«раз начал — заканчивай».
Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всюжизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать эторебёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.
ЧЕК-ЛИСТ ЗАБОТЛИВОГО РОДИТЕЛЯ
Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:
- Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самомуопределиться, что делать.
- Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
- Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а нете, которые подскажет тест или оценка в журнале.
- Дать максимум информации о разных профессиях.
- Показать неочевидные решения: специальности, о которых ввашей области не слышали.
- Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару летна самоопределение, а потом найти идеальную профессию.